Программу виртуальной реальности, которая помогает людям без рук научиться пользоваться бионическим протезом, разрабатывают кванторианцы из VR лаборатории детского технопарка Амурской области. Проектная работа ведется в рамках взаимодействия «Кванториум-28» с компанией «Моторика» — ведущим российским разработчиком и производителем роботизированных функциональных тяговых и бионических протезов рук.
— Бионическим протезом нельзя начать пользоваться сразу после травмы: на реабилитацию уходит не меньше полугода. Но за это время мышцы, которые отвечали за работу кисти, начинают атрофироваться. Однако такие протезы работают на основе биоэлектрических потенциалов мышц, то есть улавливают мышечные импульсы и реагируют на них определенными движениями, — рассказал наставник VR лаборатории Денис Хрущев. — Соответственно, критично важно, чтобы человек, потерявший кисть или часть руки, сохранил мышечный биопотенциал. Именно эту проблему помогает решить программа, которую разрабатывают в рамках проектной деятельности наши ребята в VR лаборатории.
Чтобы заставить мышцы работать, нужно представить, что ты берешь в руку карандаш, сжимаешь кулак, шевелишь пальцами. Выполнять это самостоятельно не так просто. Здесь на помощь и приходит виртуальная реальность.
— Человек надевает шлем виртуальной реальности, и программа «дорисовывает» ему протез. Так мозгу легче выполнять команды, — делится один из участников проекта, 13-летний Валерий Сикерин. — Затем ему задается команда: например, сжать кулак. Если ты все сделал правильно, один из шести кубиков, стоящих перед ним, исчезнет. Затем — «Сделать жест пистолет». Потом — сжать и удерживать кулак. Команды постепенно усложняются.
Такой комплекс упражнений позволяет не только сохранить мышечную активность, людям с недавней травмой, но и вернуть ее тем, кто уже давно живет без руки и без протеза.
«Конечно, это очень непростая и объемная работа. Над ней работают сразу несколько проектных групп в нашей лаборатории, часть детей приходит с утра, другие — после обеда. Все зависит от того, в какую смену учится ребенок в школе», — объясняет Денис Хрущев.
Также школьникам помогает работать над проектами студент 4 курса факультета СПО АмГУ Павел Ларин. Молодой человек проходит производственную практику в «Кванториум-28». «Парни все толковые, иногда кажется — умнее меня, — смеясь, признается Павел. — Помогаю, конечно, и очень приятно видеть, как их глаза горят: подталкивать никого не приходится. Это очень интересный проект и я рад, что принимаю участие в работе над ним».