Какие вещества содержатся в шоколаде, каков их химический состав, всякая ли сладкая плитка одинаково полезна – кванторианцы «Наноквантума» исследовали популярное лакомство. Ребята делают самые первые шаги в изучении органической химии.
Кванторианцы разбились на команды и начали работу. Для полноты эксперимента взяли три образца разного шоколада. Сначала сладость натёрли. Из нескольких граммов сделали экстракт. Он необходим для химической реакции: настой соединили с перманганатом калия. Опыт определил наличие жирных кислот в образце.
Качественная реакция с гидроксидом натрия и сульфатом меди, показала наличие углеводов в шоколаде. В стеклянных колбах вещества окрасились в характерный цвет: от ярко-синего до бледно-голубого.
Обнаружили кванторианцы и ионы фосфора в популярном лакомстве. Об их наличии рассказали серная кислота и этиловый спирт. Все компоненты соединили и нагрели. За несколько секунд до кипения, ребята увидели результат.
Наиболее зрелищной и яркой оказалась ксантопротеиновая реакция. Этот метод кванторианцы использовали для определения количества белка в продукте. К экстракту ребята добавили концентрированную азотную кислоту, и – вещество окрасилось в насыщенно-жёлтый цвет. После нагревания он стал бледнее, но результат теста положительный: в шоколаде есть белок!
Эксперименты показали наличие всех определяемых веществ. Теперь кванторианцам предстоит всё обобщить.
«Конечно, это не нанохимия. Это лишь первые шаги к органической химии. Ребята знакомятся с веществами, их химическим составом, учатся работать с кислотами. Конечно, чтобы делать 100-процентные выводы о наличии тех или иных веществ, нужно знать полный состав продукта. Но даже примерные итоги позволят ребятам поразмышлять: какому шоколаду стоит отдать предпочтение, задуматься о компонентах слишком дешёвого продукта, – рассказывает наставник «Наноквантума» Ирина Семенова. – Очень важно, что кванторианцы учатся проводить опыт, правилам техники безопасности использования растворов. Это важно, потому что многие только-только начали изучать химию в школе. Ребята используют две кислоты, мы обращаем внимание и на температуры воспламенения и горения веществ. Эти навыки пригодятся и в обычной жизни, даже при использовании бытовой химии, и, конечно, в работе над будущими проектами».
В планах у кванторианцев изучить экспериментальным путём состав губной помады, определить наличие веществ и сделать выводы.